Основная информация о практиках и часто задаваемые вопросы
Рабочие программы практик
Как оформить практику?
Как оформить исследовательскую практику по месту работы?
Какова трудоемкость практики?
Где можно проходить практику?
Кто может помочь в организации практики?
Что засчитывается за практику?
Рабочие программы практик
Рабочие программы педагогической и исследовательской практик разрабатываются как типовые на основе Карт компетенций выпускников с целью обеспечения формирования у обучающихся знаниевой («знать») и деятельностной («уметь», «владеть») компоненты требуемых компетенций. Индивидуализация заданий, оценки, сроков, места прохождения практик осуществляется в рамках индивидуального учебного плана аспиранта.
Как оформить практику?
В конце каждого семестра аспиранты проходят промежуточную аттестацию по выполнению индивидуального учебного плана в части научно-исследовательской работы (НИР) и практик (педагогической, исследовательской). К аттестации необходимо заполнить отчет о педагогической практике, отчет об исследовательской практике и отчет о подготовке научно-квалификационной работы (диссертации). В отчеты вносится информация о всех пройденных практиках за семестр, подсчитывается общий объем практики (исследовательской и педагогической отдельно).
Расчет зачетных единиц практики осуществляется на основе АИС Педнагрузка (1 зачетная единица = 36 академических часов).
Если руководителем практики был не научный руководитель, то для подтверждения прохождения практики необходимо заполнить соответствующую заявку, которая является основанием для заполнения отчетов по практикам:
При прохождении исследовательской практики по месту работы вне факультета помимо заявки оформляется договор между факультетом и компанией либо готовятся подтверждающие документы (справки и договора оформляются через Службу содействия трудоустройству).
Заявки подписываются сначала научным руководителем, потом передаются руководителю практики и в отдел аспирантуры.
На аттестации аспиранты отчитываются перед кафедрой о проделанной работе, подписывают отчеты у научных руководителей и заведующих кафедр. Подписанные отчеты необходимо сфотографировать/отсканировать и выложить в Личный кабинет системы ИСТИНА (инструкция по регистрации).
После аттестации аспиранты сдают весь пакет документов (отчеты, заявки и иные подтверждающие бумаги: сертификаты, грамоты, справки с работы) ответственному по аспирантуре на кафедре, который передает всю отчетность в отдел докторантуры и аспирантуры.
Как оформить исследовательскую практику по месту работы?
Если аспирант работает по своей специальности и тематика и содержание его работы непосредственно связаны с темой диссертационного исследования (НКР), то аспирант может оформить исследовательскую практику по месту своей работы. Порядок оформления практики по месту работу:
1. Требуется справка с места работы с указанием должности и подразделения, подтверждающая, что Вы в указанный период работали без больничного и отпуска. Форму справки и особенности ее оформления можно узнать в Службе содействия трудоустройству (
practice.econ.msu@gmail.com) для заключения индивидуального договора о прохождении практики между МГУ и сторонней организацией (работодателем).
3. По завершению практики заполняется отзыв в заявке на прохождение исследовательской практики, подпись и печать руководителя практики на месте работы.
Справка и заполненная заявка на прохождение практики будут основанием для учета зачетных единиц пройденной практики в период аттестации.
Какова трудоемкость практики?
Трудоемкость практики отображается в Учебном плане и в индивидуальном учебном плане аспиранта.
Трудоемкость отличнается по семестрам:
Семестр |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Объем практики (исследовательская+педагогическая) |
0 |
9 |
6 |
15 |
6 |
12 |
Правила распределения практик:
- В каждом семестре (за исключением 1-го) должны присутствовать оба вида практики (число зачетных единиц должно быть отлично от нуля)
- В сумме по всем семестрам (со второго по шестой) должно получится 48 зач.единиц, при условии не менее 18 зач.ед. по каждой из практик. То есть у аспирантов есть "запас" в объеме 12 зач.ед. для распределения в ту или иную сторону.
- По результатам прохождения практик во 2-5 семестрах ставится зачет, а в 6 семестре проводится аттестация с оценкой по фиксированному объему практик (по 6 зач.ед. каждого вида).
Правила расчета объема практики:
Где можно проходить практику?
Педагогическая практика
|
Исследовательская практика
|
- Экономический факультет МГУ (программы довузовского образования, основные образовательные программы подготовки бакалавров по направлениям «Экономика» и «Менеджмент»)
- Факультеты МГУ им. М.В.Ломоносова
- Образовательные организации высшего образования
Профильные дисциплины педагогической специализации аспирантов
|
- Кафедры, лаборатории, центры экономического факультета МГУ
- Академические и ведомственные научно-исследовательские организации, связанные с решением экономических и управленческих проблем
- Независимые аналитические центры
|
Кто может помочь в организации практики?
Что засчитывается за практику?
Педагогическая практика
|
Исследовательская практика
|
- подготовка учебных материалов для семинарских занятий и задания для самостоятельной работы студентов бакалавриата;
- участие совместно с руководителем в обсуждении результатов самостоятельной работы студентов во время контактных часов;
- проведение под контролем руководителя семинарских занятий;
- участие вместе с руководителем в подготовке и совершенствовании учебных программ по преподаваемой дисциплине;
- разработка совместно с руководителем методических указаний и планов семинарских занятий по отдельным темам;
- участие в обновлении списка основной и дополнительной литературы, а также статистических данных к читаемому курсу;
- разработка под контролем руководителя плана и составление конспекта лекции по одному из актуальных вопросов современной экономики, предпочтительно по проблематике магистерского исследования;
- после одобрения руководителя и с его согласия проведение лекции по подготовленному материалу при обязательном присутствии руководителя;
- участие в консультациях по написанию студентами-бакалаврами курсовых работ;
- подготовка предложений по совершенствованию контрольных и экзаменационных заданий для студентов бакалавриата с использованием современных информационных технологий
|
- подготовка и публикация научный статей;
- подготовка и публикация тезисов;
- выступление с докладами на научных конференциях;
- разработка рабочих планов и программ проведения научных исследований и разработок;
- сбор, обработка, анализ и систематизация информации по теме исследования, выбор методов и средств решения задачи;
- организация и проведение эмпирических исследований, в том числе статистических обследований, опросов, анкетирования;
- разработка инструментария проводимых исследований, анализ их результатов;
- разработка экономических, математических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к профессиональной сфере;
- подготовка данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций;
- участие в подготовке и проведении научных мероприятий;
- научное редактирование и рецензирование работ;
- участие в научных исследованиях, включая работу в рамках внутренних грантов экономического факультета МГУ
|
Расчет академических часов по каждому типу практики проводится на основании - АИС Педагогическая нагрузка (в инструкции по расчету есть и педагогическая и исследовательская практика).
Актуальные предложения по практикам:
01 февраля 2021
Поздравляем Викторию Банникову - победителя конкурса на лучший проект по прогнозированию макроэкономических показателей для ЮниКредит Банка!