Философия, английский язык, макроэкономика - 3, микроэкономика - 3, эконометрика – 3.
Институциональная экономика – 2, Экономический анализ права, Теория общественного выбора, Development economics (на английском языке).
Дисциплины по выбору предоставляют студентам возможность построения индивидуальной траектории обучения. В рамках программы можно выделить три потенциальные траектории, которые задают общие рамки, но выбор конкретных курсов остается за обучающимися на программе магистрами.
Данная траектория призвана сформировать у студентов компетенции по оценке экономических эффектов, выгод и издержек от введения определённых норм и законов (в том числе от импорта институтов), необходимые знания и навыки для оценки регулирующего воздействия и проектирования институтов на уровне страны, а также отдельно взятой организации.
Экономический анализ права - междисциплинарное направление, которое даёт представление об экономических эффектах введения нормативно-правовых актов, и ожидаемых последствиях различных правовых режимов.
Экономический анализ права позволяет предсказать действия экономических агентов в рамках различных правовых ограничений. Осознание последствий внедрения различных правовых норм будет способствовать формированию навыков разработки эффективных институциональных преобразований.
Направление обучения «Экономический анализ права» нацелено на формирование у студентов компетенций, которые в дальнейшем позволят им успешно реализовать следующие основные карьерные траектории: 1) эксперта/консультанта/аналитика по вопросам оценки регулирующего воздействия правовых актов, судебных решений, различного рода институциональных изменений; проектирования эффективных институтов; 2) преподавателя дисциплин по данному направлению («Экономический анализ права», «Экономика преступления и наказания» и т.д.)
В рамках данной траектории предлагаются дисциплины: «Проектирование институтов», «Экономическая теория контрактов», «Интеллектуальная собственность как институциональная альтернатива в стимулировании интеллектуальной деятельности», «Экономика преступления и наказания», «Экономика лишения свободы», «Теория коллективных действий», «Экономический анализ регулирования глобальных рынков», «Институциональные аспекты государственного регулирования» и др.
Предполагается, что выпускник, выбравший траекторию «Институты защиты и развития конкуренции», будет уметь исследовать различные формы кооперации и конкуренции между фирмами с помощью методов институционального анализа; проектировать институты в области защиты и развития конкуренции; оценивать потенциальные и фактические эффекты институтов на особенности конкуренции на рынке и на поведение отдельных его участников; моделировать влияние альтернативных инструментов государственного вмешательства на основе анализа структуры, функционирования и эволюции рынков; применять экономический анализ к актуальным проблемам конкурентной политики и формировать экспертную позицию на основе полученных выводов.
Направление обучения «Институты защиты и развития конкуренции» нацелено на формирование у студентов компетенций, которые в дальнейшем позволят им успешно реализовать следующие основные карьерные траектории: 1) исследователя в области конкуренции различных форм взаимодействия фирм на рынках, а также взаимодействия фирм и регуляторов в части обеспечения и поддержки защиты и развития конкуренции; 2) эксперта/консультанта/аналитика по вопросам защиты и развития конкуренции; 3) государственного служащего, в чью компетенцию входит защита и развитие конкуренции.
В рамках данной траектории предлагаются дисциплины: «Теоретические основы защиты и развития конкуренции», «Организация современных отраслевых рынков», «Конкурентная политика в сфере интеллектуальной собственности», «Поведенческий антитраст», «Экономическая теория сговора», «Сравнительный антитраст» и др.
Данная траектория нацелена на формирование у студентов компетенций по выявлению ключевых факторов, определяющих динамику долгосрочного экономического развития. Курсы данного направления посвящены анализу качества институциональной среды, а именно проблемам защиты прав собственности, развития политических институтов, снижения уровня коррупции, а также специфики неформальных институтов, культуры населения разных стран и регионов.
Междисциплинарность данного направления обусловлена необходимостью в рамках разных курсов применения инструментария институциональной экономики к таким областям как политология и культурология. Такого рода сочетание позволяет увидеть «тонкие места», значимые факторы при формировании «проблемных постановок» и способов их решения, направленных на стимулирование экономического развития.
Направление обучения «Институты и экономическое развитие» нацелено на формирование у студентов компетенций, которые в дальнейшем позволят им успешно реализовать следующие основные карьерные траектории: 1) исследователя в области оценки качества институциональной среды, и влияния институциональных преобразований на социально-экономические процессы; 2) эксперта/консультанта/аналитика по вопросам институциональных реформ; 3) преподавателя дисциплин по данному направлению («Институциональная экономика», «Экономика развития», «Экономика реформ» и т.д.)
В рамках данной траектории предлагаются дисциплины: «Экономика реформ», «Экономика социального капитала», «Экономическая теория федерализма», «Поведенческая теория государственных финансов», «Разнообразие и экономическое развитие», «Новая экономическая история», «Права собственности и экономическое развитие» и др.
В рамках научных семинаров у студентов будет возможность принять участие в реализации коллективных исследовательских проектов под руководством преподавателей факультета, а также экспертов из научно-исследовательских институтов, которые занимаются консультированием органов исполнительной власти по вопросам экономической политики. Организация исследовательских научных семинаров нацелена на уменьшение разрыва между фактическими знаниями студентов и требуемыми компетенциями со стороны их потенциальных работодателей (исследовательских центров, аналитических отделов компаний и органов власти) в том числе за счет:
- Вовлечения студентов в работу по актуальной исследовательской проблематике;
- Развития и адаптации знаний и навыков студентов к существующим потребностям работодателей и принятым стандартам проведения исследований;
- Получения студентами специальных компетенций по поиску и работе с информацией, в том числе большими массивами неупорядоченных данных, проведению полевых исследований, подготовке и написанию отчетов и статей по проведенной работе;
- Развития профессиональной среды, переноса исследовательских стандартов в вузы и их адаптации в учебном процессе.