COVID-19: Новости факультета COVID-19 Онлайн лекторий ЭФ МГУ Лекторий Дистанционные технологии Дистант

Учебный план и аннотации учебных курсов

Учебная программа ориентирована как на получение студентами фундаментальных экономических знаний и навыков, так и на развитие у них специфических, профессиональных знаний, умений и навыков, поэтому в учебном плане выделяются три блока дисциплин:

  1. Фундаментальные общеэкономические дисциплины («Микроэкономика-3», «Макроэкономика-3», «Эконометрика-3», а также «История и методология экономической науки (философия)» и иностранный язык)
  2. Профессиональные дисциплины
  1. Дисциплины по выбору студентов, исходя из их профессиональных интересов (каждый год набор курсов изменяется и дополняется):

3 триместр (курсы по выбору)

4 триместр (курсы по выбору) 


 2 триместр (обязательные курсы)

Marketing

The goal of the course – to educate students in the basics of marketing anagement.

To know: How a company interacts with its external environment, what tools are used to synchronize a company and its external environment

To be able to Carry out an external environment research, prepare reports on the researches, choose between different promotion & advertising options

To have expertise in Marketing tools, such as BCG matrix, M.Porter’s five forces of competition, value chain etc.

Предпринимательство

Цели дисциплины:

Основная цель курса «Создание собственного бизнеса» - мотивировать учащихся создавать реальные бизнесы в рамках процесса обучения. В самом начале курса учащиеся должны выбрать бизнес-идею и развить ее в течение всего курса. Каждая идея сопровождается списком KPI (количественных и качественных показателей, которых предполагается достичь).

Задачи дисциплины:

Предпринимательские финансы

Цели :

Задачи:

Стратегический менеджмент

Данная дисциплина направлена на получение следующих компетенций:

Задачи дисциплины заключаются в том, чтобы

Управление рисками

Цели дисциплины:

Изучение методов и способов оценки рисков, принципов организации и регулирования управления рисками и страхования для принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска.
Задачи дисциплины состоят в том, чтобы выработать у студентов способность

3 триместр (курсы по выбору)

Взаимодействие государства и бизнеса

Цели и задачи дисциплины:

Инвестиционное проектирование

Цель данной дисциплины – изучить центральное направление предпринимательской деятельности коммерческих структур, которое имеет жизненно важное значение для перспектив их развития, а именно – инвестирование в капиталообразующие активы (капитальные вложения). Студенты имеют возможность не только ознакомиться с современными методологическими принципами подготовки инвестиционных проектов, но и приобрести практические навыки разработки их комплексных бизнес-планов.

Задачи дисциплины состоят в следующем:

Инновационное развитие бизнеса

Цели дисциплины: формирование системного представления о предпринимательстве (entrepreneurship и intrepreneurship) и инновационном развитии бизнеса, а также компетенций по управлению развитием экономических систем на основе инноваций всех уровней: от продуктовых до стратегических

Интеллектуальная собственность в управлении компанией

Целью курса является формирование у студентов системного представления о механизмах управления интеллектуальными активами компании, умения применять полученные знания для выбора стратегии управления интеллектуальной собственностью компании.
Формирование у студентов представлений о месте и роли стратегий управления интеллектуальной собственностью в комплексе бизнес стратегий и инновационных стратегий компании позволит им выполнять различные виды организационно-управленческой деятельности, соответствующие компетенциям, знаниям и навыкам, получаемым выпускниками магистерской программы «Экономика предпринимательства»

Задачи дисциплины:

Человеческий фактор в принятии управленческих решений в бизнесе

Доцент Федорова Ф.Ш., Дещеревская Е.В.

Изучение курса позволит слушателям получить представление о современных технологиях учета личностных характеристик персонала в принятии кадровых решений и выборе модели лидерства наиболее адекватной целям и задачам, стоящими перед  инновационно- ориентированным бизнесом.

Экономика персонала предприятия

Професср Колосова Р.П., доцент Артамонова М.В., доцент Луданик М.В., доцент Линге Д.И., асс.Костенко О.А.

Целью курса "Экономика персонала предприятия" является изучение отечественных и мировых традиций комплексного исследования внутрифирменных социально-трудовых отношений, которое синтезирует в себе экономические, социальные и управленческие подходы к анализу этих отношений, а также обобщает  накопленный в России опыт изучения и решения  проблем в трудовой сфере. Курс позволяет получить системное представление об эффективной организации труда различных категорий персонала, учитывающей особенности динамики внутрифирменных организационных структур и разнообразие типов организаций (предприятий) как саморазвивающихся и самообучающихся систем.

Курс способствует формированию у студентов представлений о современных эффективных моделях трудового поведения, а также выработке  практических навыков в решении проблем внутрифирменных трудовых отношений и их анализ с точки зрения теории экономики персонала. С учетом отведенных часов для самостоятельной работы, которые будут использоваться, в том числе, и для написания самостоятельного научного исследования по выбранной теме, курс ориентирован на формирование у студентов навыков и умений аналитической деятельности в данной области. В результате изучения данного курса студенты должны: получить системное представление о  современных  эффективных моделях трудового поведения; усвоить основные закономерности и принципы эффективной организации труда различных категорий персонала, учитывающей особенности динамики внутрифирменных организационных структур; получить практические навыки в решении проблем внутрифирменных трудовых отношений с точки зрения их эффективности для организации; понимать и уметь использовать правовые возможности государственного регулирования и рыночных инструментов внутрифирменных социально-трудовых отношений.

4 триместр (курсы по выбору)

Корпоративное управление

В цели курса входит:

Франчайзинг как стратегия развития бизнеса

Основной целью данного курса является изучение технологии франчайзинга как успешной концепции развития бизнеса и стратегии роста компании.

Многолетняя практика применения франчайзинга в развитых странах убедительно доказала его чрезвычайную деловую эффективность. Эта эффективность связана с идеей тиражирования по определенной технологии проверенных практикой концепций бизнеса. В связи с этим, учебная задача курса - познакомить студентов с теоретическими аспектами франчайзинга как перспективной формой ведения бизнеса и адаптировать полученные знания к российской практике предпринимательства.

Прослушав курс, студенты получат представления и знания о: сущности франчайзинговой модели развития бизнеса, содержании франчайзингового договора, финансовых принципах франчайзинга; законодательных основах франчайзинга в России, особенностях российского рынка франчайзинга. Представления и знания, полученные в рамках курса, позволят студентам развить умения и навыки в области: разработки алгоритма построения франчайзинговых сетей, формирования франшизного пакета, разработки эффективных способов «продвижения» франшизы, определения методики подбора потенциальных партнеров, создания конкурентных преимуществ франшизы.

Практическая психология для предпринимателя

Курс ориентирован на студентов магистратуры, специализирующихся в экономике и предпринимательстве и носит выраженный практический характер. В адаптированной форме в курсе даются приемы и инструменты практической коммуникативной психологии, позволяющие предпринимателю добиваться экономических успехов. По результатам курса студенты смогут грамотно проводить деловые переговоры, разрешать конфликтные ситуации, уметь эффективно выступать перед аудиторией и получат представления о механизмах управления собственным эмоциональным состоянием. В курсе информационно-теоретические блоки иллюстрируются практическими упражнениями и заданиями, что существенно повышает эффективность восприятия материала.

Моделирование деятельности компании

Презентация курса

В рамках данного курса слушателям предоставляется возможность получить системное представление о взаимосвязи основных стратегических и оперативных управленческих решений в области основных функций фирмы: производственной, маркетинговой, инвестиционной, финансовой, а также вопросы управленческого, бухгалтерского учета, финансовой и налоговой отчетности.

Обсуждение теоретических вопросов экономики фирмы (выбор организационно-правовой формы предприятия, формирование уставного капитала, организация производства на предприятии, выбор направления долгосрочных инвестиций и источников их финансирования, согласование дивидендной и эмиссионной политики) подкрепляется их практической демонстрацией в процессе деловой игры.

Специфика курса состоит в освоении методологии подготовки и реализации управленческих решений на основе современного компьютерного инструментария и в использовании реальных пакетов прикладных программ в процессе обучения. Курс составлен с использованием нового методического приема на основе ЭВМ - компьютерной деловой игры «Бизнес-курс: Максимум» (разработчик компьютерной деловой игры «Бизнес-курс: Максимум» – НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова).
В курсе изучаются содержательные области и средства принятия управленческих решений, процедуры моделирования принятия решений в управлении, инструментарий принятия и реализации управленческих решений.

Управление рисками в предпринимательской деятельности

Курс завершает формирование знаний и представлений студентов о принципах, методах и способах оценки и управления рисками в предпринимательской деятельности. Использование активных методов обучения, разбор практического опыта риск-менеджмента на зарубежных и отечественных предприятиях позволяет студентам приобрести навыки использования различных методов анализа внутренних и внешних рисков, присущих предпринимательской деятельности, принятия предпринимательских решений в условиях риска и неопределенности, разработки планов управления рисками на предприятиях различной отраслевой принадлежности. Самостоятельная работа студентов в рамках курса, предполагающая подготовку и защиту индивидуального аналитического отчета, закрепляет у студентов навыки проведения самостоятельных исследований, сбора, обработки, систематизации и анализа информации, написания отчета, выработки собственной позиции и ее защиты на основе четко сформулированных критериев.

Личное финансовое планирование

Цель курса – дать слушателям единое системное представление о личном финансовом планировании. Он позволяет свести воедино вопросы управления личными рисками, пенсионное планирование, индивидуальное инвестирование, страхование жизни, имущества и ответственности, налоговое планирование. Курс сочетает теоретические вопросы личного финансового планирования и практическими возможностями, предоставляемыми российским рынком финансовых услуг, включая пенсионные и страховые услуги. С помощью анализа российского рынка финансовых услуг (банки, инвестиционные компании, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании) у студентов формируются навыки сбора и анализа информации, необходимые как для составления финансового плана, так и для предоставления консультационных услуг в этой области.

Управление предприятием с использованием информационных систем

Основной целью данного курса является развитие понимания роли информационных систем в управлении компанией. Курс направлен на изучение основных элементов интегрированной системы управления предприятием (ИСУП), ее функциональных возможностей и предполагает непосредственное знакомство студентов с основными информационными системами, представленными на российском рынке, и обсуждение вопросов применимости информационных систем в современных условиях бизнеса.

Особое внимание будет уделено таким двум функциональным областям управления предприятием как логистика и маркетинг. Это определяется их ролью в функционировании предприятия. Обе функции являются интегрирующими, пронизывающими весь цикл ведения бизнеса. Поэтому информационное обеспечение этих функций является особенно актуальным для современного бизнеса, важным условием его успешности.
Во время занятий используются такие активные методы обучения, как «мозговой штурм», анализ конкретных ситуаций, игровое моделирование, дискуссии. Предусмотрено также проведение занятий в компьютерном классе, где можно будет на практике познакомиться с различными видами информационных систем (SAP, Baan, Marketing Analytic, Галактика, БЭСТ и др.).

Социальный аудит

Нефинансовые отчеты предприятий становятся обязательным компонентом отчетности современных крупных предприятий и организаций. Результаты подобной отчетности используются как в оценке современного состояния, так и в стратегическом планировании, поскольку доказанным считается тезис о том, что вложение в человеческие ресурсы и устойчивое развитие производительно на всех уровнях. Кроме того, внедрение социального аудита на предприятиях соответствует принципам ответственного ведения бизнеса в корпоративной практике.

В рамках данного курса предлагается анализ концептуальных подходов к проведению социального аудита. Основные задачи курса: научить студентов методологии и методам современного социального аудита, выполняемого с учетом международных стандартов при подготовке корпоративных нефинансовых отчетов; познакомить с системой индикаторов результативности социальной корпоративной политики; обучить использованию социального аудита в системах управления компаниями для организации мониторинга, контроля и оценки ключевых результатов деятельности.

Социальный аудит - разновидность оценки деятельности компаний. Комплексная оценка проектов, программ, любого типа социально-экономической деятельности в современном многообразном мире приобретает ключевое значение. Уже в ближайшем будущем специалисты по оценке станут одними из востребованных специалистов на рынке труда. В отличие от финансового аудита социальный аудит более сложный, менее стандартизованный на сегодняшний день, более творческий и более дорогостоящий процесс.

Управление продажами

Основная цель курса – обучить студентов основам построения эффективной и управляемой сбытовой структуры для коммерческой компании. В рамках курса будет рассмотрен широкий спектр вопросов и проблем, определяющих стратегию и тактику организации продаж различных видов продукции различным сегментам клиентов, построение организационное структуры сбыта, набора, обучения и мотивации персонала, выбор и внедрение соответствующих специализированных систем автоматизации сбытовых процессов на основе российского и зарубежного опыта.

Повышение личной эффективности

В современном бизнесе роль менеджера все больше и больше определяется как роль лидера, интегратора и консультанта своих сотрудников. Успех в этой роли определяется не столько опытом и знаниями, сколько уровнем развития личности. Коучинговый подход предполагает развитие личности менеджера, повышение его личной эффективности и лидерских навыков в команде, а также дает самый эффективный инструмент современного менеджера.

Цель: научить слушателей подходам к повышению личной эффективности и отработать современные инструменты работы в командах, а именно:

Практические аспекты корпоративных финансов

Курс познакомит студентов с некоторыми прикладными аспектами корпоративных финансов на конкретных примерах из практики российских и зарубежных компаний. Курс позволит освежить знания по предмету, полученные за время обучения в университете, но его нельзя рассматривать как полноценный курс корпоративных финансов. Для студентов, не предполагающих специализироваться в профессиональной деятельности на корпоративных финансах, курс позволит познакомиться с часто встречающимися задачами и подходами к их решению. Для успешного освоения курса требуются знание базового курса корпоративных финансов (или готовность осваивать больший объем материала) и владение EXCEL. Working English is a plus.

Темы курса

  1. Базовые понятия из курса корпоративных финансов, используемые в дальнейшей программе.
  2. Оценка бизнеса. Оценки «обязательные» и «для себя». Где берутся «синергии» от слияния компаний и как «поделить» эту стоимостью Оценка минеральных ресурсов.
  3. Значение макроэкономического прогноза в оценке компании. Какой прогноз на цену товара использовать. Что делать, если хорошего прогноза нет. Большие циклы ресурсных цен и влияние Китая на тренды 2000-х годов. Реальный горизонт осмысленного прогнозирования
  4. Основные инструменты фондового рынка, используемые российскими компаниями. Что пока не получается использовать в России. Доступные схемы заемного финансирования. Долговые ковенанты. Что еще надо читать в проспекте эмиссии.
  5. Юридические аспекты стандартных сделок. Примеры нестандартных решений и какие проблемы они могут решить.
  6. Due diligence. Что проверяется при покупке компании. Reps and warranties.
  7. Деривативы. Можно ли захеджировать риск. Что произошло на рынке в 1997-98 и в 2008 году. Какие уроки можно извлечь для планирования жизни компании.

Управление финансовыми рисками

Основные темы курса

  1. История становления риск-менеджмента: от оценки риска игр до математического моделирования.
  2. Классификация финансовых рисков и построение карты рисков компании. Процентный риск и дюрация.
  3. Рыночные риски и концепция VAR. Методы оценки риска: исторический, параметрический, метод исторических и метод Монте-Карло симуляций.
  4. Преимущества и недостатки различных методов оценки.
  5. Риск ликвидности и его оценка совместно с рыночным риском.
  6. Операционный риск.
  7. Основные этапы управления рисками: выявление, оценка, ограничение, мониторинг и контроль.
  8. Базельские соглашения и их применение в России.
  9. Принятие управленческих решений с учетом риска.
  10. Концепция VAR: преимущества и недостатки.
  11. Модельный риск.
  12. Математическое моделирование vs теория Черного лебедя.
  13. Интерактивная работа по проведению расчетов и оценке рисков.