Дмитрий Шайтан, преподаватель курса Управление созданием инновационной компании маг.программы «Инновационный менеджмент», представил в финале международного конкурса «Innovation and Entrepreneurship Teaching Excellence Awards 2017» новый формат проектного обучения “Making Sprints Towards the Internet of Things Startup” для начинающих инновационных менеджеров и предпринимателей.
Международное жюри конкурса присудило 2-е место “Making Sprints Towards the Internet of Things Startup”.
На протяжении последних семи лет Лаборатория инновационного бизнеса и предпринимательства (innovationStudio) при поддержке корпорации Intel и партнеров лаборатории в проектах ЕС развивает компетентности и инфраструктуру в сфере создания новых продуктов и инновационного предпринимательства.
Финалисты конкурса «Innovation and Entrepreneurship Teaching Excellence Awards 2017» (слева направо): Cindy Gilbert (USA), David Gibson (UK), Sirhajwan Idek (Malaysia), Dmitry Shaytan (Russia)
Интервью Анастасии Перцевой, куратора маг.программы «Инновационный менеджмент», с Дмитрием Шайтаном, н.с. Лаборатории инновационного бизнеса и предпринимательства (innovationStudio).
Анастасия: Дмитрий, вы заняли почетное 2-ое место на международном конкурсе в Париже. Представили наработанные на экономическом факультете МГУ достижения в обучении инновационному предпринимательству. Как вообще это смотрелось? Экономический факультет из Москвы рассказывает миру, как надо учить инновационному предпринимательству. А среди финалистов конкурса представители университетов США и Великобритании. Понимаешь о чем я?
Дмитрий: Понимаю)). У меня было опасение, что человека из России, выспупающего по этой теме, будут воспринимать как приехавшего из «медвежьего угла»)). Я имею в виду наши предложения в обучении инновациям и предпринимательству. Но когда начал презентацию, то буквально через несколько минут увидел живой, неподдельный интерес и внимание со стороны жюри и аудитории. А когда посыпались вопросы, то почувствовал, что нас очень серьезно воспринимают и можно побороться за признание.
Анастасия: Расскажи, что это был за конкурс и какую образовательную программу вы представляли.
Дмитрий: Конкурс проходил в рамках 12-ой международной конференции по инновациям и предпринимательству (ECIE 2017). Туда приезжают представители университетов и компаний из Европпы, Северной и Южной Америки, Азии, и Австралии, т.е. те, кто профессионально изучает и преподает предпринимательство.
Участие в конкурсе - это многоэтапный процесс. За несколько месяцев до начала конференции подается краткие описания созданных и апробированных инициатив в обучении предпринимательтву. После прохождения «слепого» рецензирования эксперты выбрают в полуфинал 10 наиболее значимых работ и запрашивают у авторов уже развернутое изложение. И вновь экспертная оценка поданного материала. Победителей этого этапа приглашают для устной презентации и защиты своих инициатив. Поданная заявка от нашей Лаборатории (innovationStudio) была отобрана в полуфинал. Пришлось лететь и бороться за победу в конкурсе :)
Анастасия: Чем удалось «зацепить» членов жюри, за что выделили и отметили?
Дмитрий: Думаю, что в основе наш большой опыт в преподавании предпринимательского менеджмента, что позволяет остро чувствовать проблематику. Удалось очень грамотно ответить на поставленные после презентации вопросы. И еще знание современных наработок в этой управленческой сфере, методологий и инструментов. Мы в Лаборатории через опыт преподавания задаемся вопросом – как в рамках ограничений образовательных программ мы можем приблизить студентов к реальной профессиональной практике. Здесь уместен пример с обучением пилотов. Есть методы взлета и посадки самолета, скажем Boeing 777. Вы можете обучать пилотов, рассказывая кейсы (истории) про то, как надо и не надо взлетать, истории успеха и неудач :), а можете разрабатывать тренажер, максимально приближающий к ощущениям от пилотирования. Зацепить удалось тем, что мы рассказали и продемонстрировали на реальных примерах, как можно организовать программу-тренажер обучения в формате learning by doing и project based learning с использованием техники прототипирования и современных подходов в предпринимательском менеджменте (lean startup, agile, customer development, desing thinking и т.д.).
Анастасия: А в чем основная особенность в обучении инновационному предпринимательству?
Дмитрий: Программы по инновационному предпринимательству должны готовить в первую очередь к управлению business discovery, то есть процессами поиска и открытия новых форм бизнесов. Инновационная сфера наполнена неопределенностью (“fazzy front end”), здесь часто имеют дело с новым продуктом/сервисом для нового рынка. Первичным становится «поиск» и «открытие» своего пользователя/покупателя и под него уже создовать продукт с нужным функционалом.
Нужно еще понимать, что контент курсов/программ МBA никогда не ориентировался на управление «поиском» и «открытием». У МBA совсем другая цель и задачи, научить execution, то есть эффективно управлять, оптимизировать выстроеные бизнес процессы. По этой причине программы по инновационому предпринимательству, созданные на базе программ МBА, очень часто не могут помочь выработать достаточные компетентности в предпринимательском менеджменте, в управлениии discovery.
Анастасия: Давай вернемся к теме конкурса, в чем образовательная новация Лаборатории (innovationStudio)? Как я понимаю в международном конкурсе не победить, просто пересказав просвещенному сообществу о разнице между execution и discovery?
Дмитрий: Да, конечно ). Так как конкурс международный, на английском языке, то буду использовать английскую терминологию, возможно сленг. Это просто позволит быстрее понять особенности. На конкурс мы предложили наши конкретные наработки, как улучшить project based learning (PBL) в инновационном предпринимательстве. То есть мы не предлагали всем известный PBL, не акцентировали, что мы, как и все в тренде, знаем и используем современные методы обучения, не хвалились объемом привлеченных инвестиций и количеством ярких спикеров на программе. Мы сразу обозначили, какие должны быть objectives для улучшения образовательного практикума (PBL). Исходя из своей наработанной практики показали, как достичь поставленных objectives и подкрепили примерами, как мы это реализуеми на экономическом факультете МГУ в партнерстве с инновационным бизнесом. Первый objective - формировать команды в соотношении 80/20. 80% склонных к DIY и 20% «промоутеров», тех, кто любит общаться и убеждать других. Показали на личном опыте, какими инструментами нам удается достигать этого показателя, привлекать DIY к инновационному предпринимательству.
Анастасия: Кто такие DIY?
Дмитрий: DIY - Do It Yourself, т.е. «сделай это сам». Кто любит сам создавать или собирать устройства.
Второй objective - это привлечь лид юзеров (lead users) в команду. Для повышения эффективности PBL стараемся найти и привлечь в процесс гиков, людей очень увлеченных некой сферой деятельности. Они определяют проблему, с большим энтузиазмом ищут решение, испытывают на себе и в своем сообществе созданные ими прототипы инновационных продуктов. Объединив в команде роль «владельца продукта» (product owner) и пользователя (user) мы повысили эффективность обучения. Благодаря такому симбиозу студентам быстрее и проще управлять процессом создания инновационного продукта. Мы так же показали, как в образовательную программу привлекать лид юзеров (lead users) и работать с ними. Это коренным образом отличается от подхода, когда для PBL ищут индустриального партнера для постановки проблемы, передают её в команду студентов с последующим экспертным сопровождением от партнера.
Анастасия: Как я понимаю, в таком случае разный уровень вовлеченности в процесс обучения.
Дмитрий: Да, намного эффективнее происходит в команде peer-to-peer learning. Этим мы так же частично показали, как решить проблему обучения с одной стороны общим, а с другой стороны узкоспециализированным знаниям, формировать T-shape инновационных менеджеров/предпринимателей. Решили дилемму с чего начинать учить – от общего к частному или от частного к общему. Показали how to accelerate learning curve. Что является важным вопросом в обучении инновационному предпринимательству. Это решение так же было высоко отмечено на конкурсе.
Анастасия: В названии вашей образовательной инициативы есть такие яркие слова из цифровой экономики, как Internet of Things.
Дмитрий: Да, мы учим участников наших программ, которые приходят из разных факультетов МГУ и ВУЗов Москвы, создавать продукты будущего. IoT, Big Data интересное направление, и, конечно, в этих историях важны сильные партнеры. Мы взаимодействавали с Intel, SAP и нашими европейскими партнерами по проекту OIPEC – инженерной, дизайн и бизнес школами университета Politecnico di Milano, инженерной школой университета Grenoble INP.
В заключение скажу о еще паре важных KPI в организации эффективного проектного обучения (PBL), которые мы показали на конкурсе и рассказали, как их достичь. Например, когда мы делаем программу по интернету вещей (IoT), то обязательный objective собрать все необходимые базовые компоненты и оборудование для обеспечения прототипирования такого типа устройств. Это частные случай. Но он демонстрировал на примере, как организаторы несут ответственность J за организацию доступа студентов к достаточному набору технологий для прототипирования. Основной посыл здесь был, что руководители программы должны обеспечивать возможность (enable) команды студентов создавать функциональные прототипы. На конкурсе мы эту концепцию управления образовательной программой конкретно показали на примере тематики IoT. По IoT нам удалось собрать соотвтетсвующие инфраструктурные возможности по прототипированию, что-то купили, что-то арендовали. Я бы не уходил здесь в подробности, а то тогда уже получиться очень длинный разговор, детали которого интересны узкому кругу специалистов. В общем, на конкурсе нам было, что показать из наработанного за почти десять лет преподавания предпринимательского управления.
Анастасия: Спасибо, успехов тебе и коллегам!
12 октября 2017