Может ли обычное учебное задание вдохновить студента на написание статьи?
Одним из утвердительных ответов на этот вопрос стала публикация сборника «Поведенческие аспекты современной микро- и макроэкономики» под ред. Антипиной О.Н., Вереникина А.О., Миклашевской Н.А., (М.: Экономический факультет МГУ имени М.В.Ломоносова, 2020), в котором объединены статьи студентов магистратуры экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, подготовленные по материалам проектной работы в рамках курсов «Микроэкономика-3» и «Макроэкономика-3» на магистерских программах «Фундаментальная экономика: теория и математические методы» и «Мировая экономика».
В предисловии редакторов сборника раскрыта специфика проектной работы в магистратуре по «Микроэкономике-3» и «Макроэкономике-3».
Сборник состоит из двух разделов: «Поведенческая микроэкономика» и «Поведенческая макроэкономика». Помещенные в сборник статьи представляют собой рефераты ряда первоисточников, по которым студенты подготовили групповые проекты, в большинстве случаев дополненные самостоятельно разработанными ими кейсами, иллюстрирующими рассмотренную теоретическую проблему.
Общая тематика статей первого раздела «Поведенческая микроэкономика» - социальные воздействия на экономическое поведение, прежде всего, поведение потребителей и фирм:
- Колотуша А.В., Наумянов Р.Э. Теория сигналов - ключ к усовершенствованию маркетинговых инструментов;
- Банникова В.А., Зельницкая Е.Н., Ивлева А.В., Литовченко А.М., Москалева А.А. Социальное воздействие на экономическое поведение: сетевые эффекты и эффект Веблена;
- Прохорова Е.А., Лазарева Д.А., Хилобок А.С., Троицкая В.Р. Влияние демонстративного потребления на эластичность по доходу;
- Даниленко Е.А., Векерле К.В., Матвеев Е.О., Маханькова Н.А. Влияние стратегической неопределённости и взаимодополняемости на поведение индивидов.
Общей тематикой второго раздела «Поведенческая макроэкономика» стала поведенческая макроэкономика как вызов теории рациональных ожиданий в целом и, в частности, в области отражения колебаний деловой активности:
- Лыткин И.М. Теории поведенческой экономики и возможности их использования в традиционных макроэкономических моделях;
- Фомина М.В., Зуева А.А. Рациональная эвристика? Изменение ожиданий и поведения агентов;
- Мартьянова В.И., Сергеева А.Г., Юй Шэнхуэй. Влияние экономических агентов на деловые циклы;
- Мордвинова Т.Д. Поведенческая экономика и налоговая политика.
Представленные в сборнике статьи заинтересуют всех тех, кто стремится расширить взгляд на микро- и макроэкономику с позиции поведенческой экономики.
Другим примером успешной «трансформации» материалов учебного задания в журнальную статью в результате сотрудничества студента и преподавателей стала публикация статьи: Антипина О.Н., Вереникин А.О., Матвеев Е.О. Парадокс Гиффена в XXI веке // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика - 2019 - №5. Идея подготовки этой статьи для рубрики «Трибуна преподавателя» возникла во время обсуждения эссе, написанных студентами магистерской программы «Фундаментальная экономика: теория и математические методы» по курсу «Микроэкономика-3», среди которых работа Евгения Матвеева оказалась наиболее интересной.
Статья посвящена парадоксу Гиффена - одному из ярких аспектов теории потребительского выбора, которому уделяется заметное внимание в курсе микроэкономики вводного, промежуточного и продвинутого уровней. В ней расширена хрестоматийная интерпретация парадокса Гиффена за счет анализа результатов эмпирических исследований, проведенных в начале XXI века Р. Дженсеном и Н. Миллером, а также описания «поведения по Гиффену» с помощью анализа характеристик товаров и включения в неоклассическую теорию потребительского выбора ограничения минимальной калорийности потребительского набора. На основе идеи о необходимости поддержания минимального уровня потребления относительно бедными индивидами в статье доказывается единство хрестоматийного подхода к объяснению «поведения по Гиффену» и его современных версий, представленных в научной литературе. Материалы данной статьи могут быть полезны всем тем, кто хочет получить современные представления о парадоксе Гиффена.
Учебные задания становятся интереснее и полезнее, если относиться к ним творчески, как это делают наши студенты!
О.Н. Антипина
25 февраля 2020