Процесс отбора на любую должность сегодня строится вокруг определения HR-менеджерами ключевых компетенций, необходимых кандидату для выполнения тех задач и функций, с которыми он столкнется на будущей должности. С целью определить, насколько знания и умения студентов ЭФ МГУ соответствуют требованиям работодателей, учебно-научная лаборатория “Проект МАХ” совместно с HR-менеджерами компаний Ancor, General Electric, 3M Russia, PepsiCo, PwC, MTC, SAP, OCS Distribution в мае-июне 2018 года провела исследование компетенций студентов 3-4 курсов бакалавриата ЭФ МГУ.
Каждая из компаний, принимавших участие в исследовании, предоставила по одному вопросу, направленному на оценку одной или нескольких компетенций, являющихся ключевыми при отборе на должность “начинающий специалист”. В результате был сформирован набор из 8 вопросов, позволяющих оценить наиболее востребованные работодателями компетенции:
- ориентация на результат - кандидат рассматривает результат работы как ценность, значимую для общей эффективности деятельности, составляет последовательность шагов и средств контроля для достижения результата.
- решение проблем - кандидат демонстрирует способность принимать комплексные решения в отношении проблем в сложных и неоднозначных ситуациях.
- эффективная коммуникация - кандидат осуществляет деловую коммуникацию в устной форме, восприимчив к мнениям других, свободно обменивается информацией с другими участниками коммуникационного процесса.
- лидерство - кандидат демонстрирует четкое видение результата, способов его достижения, принимает решения относительно направления движения, вдохновляет членов команды на эффективную работу, принимает ответственность за конечный результат.
- самообучаемость/ эффективная обучаемость - кандидат проявляет способность работать со своими сильными, слабыми сторонами, собственными потребностями в области развития.
- логическое мышление - кандидат демонстрирует способность к глубокой рефлексии рабочих ситуаций, выявлению причинно-следственных связей.
- системное мышление - кандидат демонстрирует способность к структуризации и систематизации составных частей проблемы, сопоставлению различных факторов и аспектов, рациональной расстановке приоритетов.
- проактивность - кандидат самостоятельно определяет проблемы или препятствия, и ориентируется на необходимые действия для того, чтобы понять собственные возможности в решении проблемы/задачи.
- стрессоустойчивость - кандидат фокусируется на основных моментах проблемы/задачи, удерживает собственную концентрацию, несмотря на стрессовые ситуации.
По мнению Ирины Георгиевны Телешовой, заместителя декана ЭФ МГУ по учебно-методическому объединению: «Компетентностный подход позволяет построить достаточно устойчивый мост между рынком труда и системой образования. С одной стороны, известные российские и зарубежные компании формулируют требования к потенциальным работникам (выпускникам вузов) на языке компетенций, т.е. наличия определенных способностей, знаний, умений. С другой стороны, формирование соответствующих универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций является главной задачей разрабатываемых и реализуемых вузами образовательных программ подготовки бакалавров, магистров».
Чтобы максимально приблизить условия исследования к реальным, кандидатам было предложено пройти видеоинтервью* на платформе партнеров проекта МАХ - VCV.RU, что позволило студентам принять участие в исследовании дистанционно, не только с компьютеров, но и с мобильных телефонов. Полученные видео анализировали HR-менеджеры компаний - партнеров исследования, оценивая, не только какие компетенции кандидаты продемонстрировали, но и указывая готовность компании сделать кандидатам предложение пройти на следующий этап отбора.
Стоит отметить, что информация о направлении обучения кандидатов являлась вторичной, HR-менеджерам предлагалось оценить кандидатов, являющихся учащимися ЭФ МГУ в целом. Итоговые оценки показали, что студенты 3-4 курсов направлений «Менеджмент» и «Экономика» демонстрируют схожие результаты проявления исследуемых компетенций:
- для студентов направления «Менеджмент» топ-5 наиболее сформированных компетенций: ориентация на результат, логическое мышление, эффективная коммуникация, лидерство, решение проблем.
- для студентов направления «Экономика» топ-5 наиболее сформированных компетенций: логическое мышление, ориентация на результат, системное мышление, решение проблем, эффективная коммуникация.
Участники, получившие наилучшие оценки HR-менеджеров по результатам исследования:
По мнению Михаила Викторовича Палта, заместителя декана ЭФ МГУ по учебной работе: «Разница между компетенциями выпускников не так значительна, так как учебные планы обоих направлений бакалавриата направлены на развитие востребованных современным рынком знаний и навыков. При этом экономисты обладают большими знаниями в области математических методов и исследовательского аппарата, а менеджеры, в том числе благодаря проекту МАХ, достаточно рано начинают получать практический опыт в совместных проектах с работодателями».
Участники, получившие наилучшие оценки HR-менеджеров по исследуемым компетенциям:
Благодарим всех участников исследования за активную работу :)
*Видеоинтервью является индивидуальным предварительным этапом отбора в современные компании (резюме - видеоинтервью - ассессмент - интервью с HR-менеджером).
Проект МАХ
26 июня 2018