За четыре года бакалавриата можно успеть очень многое. Ксения Мурыгина окончила программу ПАН-группы с отличием, стажировалась в разных компаниях, защитила лучшую бакалаврскую дипломную работу, а сейчас уже работает продуктовым аналитиком в Сбере.
Четыре года назад, к моменту поступления, у тебя в кармане было много побед на олимпиадах, можешь их перечислить, пожалуйста? Что мотивировало принимать в них участие?
По направлению «экономика» основных олимпиад было две: Высшая Проба ВШЭ и, конечно же, Всеросс. Именно к этим олимпиадам ботают в выездных школах, летних школах и кружках по экономике. Я взяла первую степень в Высшей Пробе и стала победителем Всеросса. Помимо этих двух олимпиад, я как ученица физмат лицея, писала перечневые олимпиады по математике и взяла вторую степень Ломоносова и олимпиады Физтех. Но, конечно, вектор моей подготовки был Всеросс и ЕГЭ в качестве подстраховки.
В вопросе поступления я избегала риска, и основной мотивацией к участию в олимпиадах было поступление без вступительных испытаний и отсутствие необходимости считать каждый балл ЕГЭ. Я понимала, что должна поступить на бюджет, и хотела при этом иметь выбор между лучшими программами ВШЭ и МГУ.
Благодаря победам на олимпиадах сдавать ЕГЭ было намного спокойнее. Можно было сдавать только математику и русский, и то на какой-то смешной балл, но по инерции я написала ещё и английский. Наверное, это и сыграло решающую роль в получении 100 баллов. Оставалось только выбрать программу.
Ты могла поступить на любой экономический факультет. Почему ты выбрала экономический факультет МГУ?
После Всеросса мне пришлось столкнуться с муками выбора, т.к. оба университета (ВШЭ И МГУ) предлагали олимпиадникам интересные опции. МГУ я выбирала сердцем. Я была знакома со студентами обоих университетов: студентов ВШЭ я знала по выездным школам, а первогруппников – по ЭМШ и команде Москвы. В ЭМШ я ходила на 2 курса: «Династия» и «Экономические хитрости». Династию вели Тимур Соболев, Саша Шнейдер и Катя Ветрова. Дима Браженко, Даша Елицур и Даша Васянина вели занятия в команде Москвы. Я чувствовала себя со всеми этими людьми очень комфортно. Но это всё очень индивидуально, например, мой одноклассник, наоборот, чувствовал себя в своей тарелке среди ребят ВШЭ. А мне что-топодсказывало, что мое место среди мгушных ребят.
Мне очень нравились лекции преподавателей экономического факультета в рамках подготовки команды и в свободные часы на всероссийской олимпиаде. В особенности лекции Владимира Иванова, Филиппа Картаева и Натальи Калмыковой. Ещё так получилось, что кружок по экономике в школе вёл Сергей Белёв, который тогда преподавал в бакалавриате МГУ. Он познакомил меня в 11 классе с выпускником ЭФ Аликом Геворкяном, который рассказал о Первой группе и о своих впечатлениях от факультета в целом. И вот, я отнесла оригиналы документов на ЭФ, даже не подаваясь на другие программы.
Помимо чисто интуитивного понимания, были и обдуманные аргументы. В первые два года обучения я хотела сконцентрироваться на учёбе, а не на получении практического опыта – всё равно у меня не было связей, чтобы устроиться на должность поосмысленнее сведения икселек, а репетиторствовать я никогда особо не рвалась. Поэтому приветствовались разнообразие предметов и математическая база. На ЭФ МГУ дают очень сильную математику и эконометрику. Последнее было для меня особенно важным – я давно понимала силу этого инструментария.
Надо признать, что у академической нагрузки МГУ была обратная сторона. Совмещать стажировки с нашим расписанием не всегда было просто. Но нет ничего невозможного. На 3-4 году обучения я стажировалась в разных компаниях, и это совсем не отразилось на оценках.
Расскажи, пожалуйста, про свой опыт работы. Где и кем ты работаешь на данный момент, что предшествовало этому?
Сейчас я работаю в Сбере продуктовым аналитиком и стараюсь расти в направлении ML анализа. Стажировка началась в феврале этого года и как-то неожиданно для меня. Я еще думала, куда хочу подавать CV ближе к окончанию обучения, и вдруг интересную вакансию просто скинули наши преподаватели в телеграм-чат курса по практической эконометрике. У нас её вели Ольга Сучкова и Георгий Калашнов. Они пересылали студентам вакансии, которые потенциально могли быть полезными тем, кто интересуется эконометрикой и анализом данных. Вакансия в Сбере была по описанию очень интересной, хотя немного мне "на вырост" – продуктовой аналитикой я ещё к тому моменту не занималась. Тем не менее – попытка не пытка – я решила отослать свое CV. И вдруг меня взяли. На последнем семестре на пары я выходила уже из офиса.
Это была моя не первая стажировка. После второго курса я год стажировалась в Уралсибе, куда попала по рекомендации школьного учителя физики. С наступлением пандемии захотелось найти работу ближе по экономическому профилю, я просмотрела вакансии из различных рассылок для студентов и еще полгода работала над скоринг-моделью маленькой компании. И вот теперь Сбер.
Работа во время учебы была нужна для денег? Или можно жить на стипендию?
Конечно, главное в стажировках – опыт. Если инвестировать время и силы в отличную учебу, то стипендии к концу обучения набегают на очень неплохую для студента сумму, мягко скажем, превышающую базовую стипендию. Сначала это надбавка за повышенную академическую нагрузку в Первой группе. Затем это возможность со второго курса получать ПГАС. На самом деле, уже этот набор дает неплохие карманные деньги. Мне повезло получать стипендию памяти Серёжи Кравченко, хотя к ней у меня никогда не было отношения как к «стипендии», скорее как к дару от его родителей. На третьем курсе я была выдвинута Учёным советом на стипендию имени Немчинова экономического факультета, а на четвертом -- на университетскую стипендию имени Ломоносова. Дополнительно на четвертом курсе факультет выдвинул меня в качестве стипендиата в конкурсе Газпромбанка. Учитывая, что для всероссников была еще надбавка в виде грантов президента, то в сумме выходил вполне приличный месячный доход, сравнимый с оплатой парт-тайма в большой компании.
Помимо повышенной стипендии первогруппникам с успехами в обучении факультет предоставляет возможность поездки в зарубежную летнюю школу. Летом 2019 года благодаря спонсорам факультета я попала на летнюю школу в LSE и сдала интересный курс по финансам. Это был очень важный для меня опыт обучения за границей и общения со студентами из разных уголков земли.
Твоя дипломная работа получила главные призы в факультетском конкурсе ВКР и в конкурсе ЕУСПб. Расскажи, пожалуйста коротко о ней.
Темой моей ВКР стал так называемый в «штраф за материнство» (child penalty), то есть падение трудовых доходов женщин с появлением детей. К диплому на эту тему меня подтолкнул мой научный руководитель, Владимир Иванов. Всё началось с шуточного предложения на втором курсе посмотреть статьи известных женщин – профессоров экономики. Меня зацепили статьи Клаудии Голдин и Марианы Бертран, поэтому мы и выбрали тему про гендерные разрывы. В России данных нужной нам подробности не нашлось, поэтому диплом был про Германию Большое спасибо Ирине Анатольевне Денисовой, которая вела у нас Экономику труда. Благодаря ей удалось получить доступ к богатой немецкой панели SOEP. А дальше тема как-то сама собой оформилась. Сначала мы с Владимиром Владимировичем на данных Германии просто оценили размер штрафа, а затем уже смотрели, от каких социальных характеристик зависит величина «штрафа за материнство». Надеемся в скором времени довести труд до публикации.
Ты проводила исследования - впечатление, что ты планировала академическую карьеру, которая у тебя наверняка получилась бы. Почему все-таки работа в индустрии, в банке?
Мой научный руководитель в своем отзыве на ВКР пожелал мне побыстрее заскучать в банке. Но пока всё очень интересно. Так что я бы не сказала, что исследования и работа в банке плохо согласуются друг с другом. В основе обеих в моем случае лежит ML анализ, который мне интересен как инструментарий для ответа на исследовательские вопросы. Да, «штраф за материнство» не пересекается с полем интересов банка. Но я предпочитаю разнообразие в исследовательских вопросах. Разные исследовательские вопросы подразумевают изучение различных методов и стимулируют тебя расти как специалисту.
Посоветуй будущим первокурсникам, как всё успевать?
Мотивация и четко сформулированная цель помогают успевать всё, даже если при подходе к штанге задача кажется невыполнимой. Как правило, дополнительно нагрузка просто вытесняет время, которое тратится впустую. Так что, если есть цель, не бойтесь брать на себя нагрузку, будь то стажировка, преподавание, общественная деятельность, хобби – что угодно.
Себе в прошлом я бы посоветовала не бросать спорт даже на первых, самых сложных годах обучения. Физические нагрузки ощутимо улучшают качество жизни, повышая настроение. Как ни парадоксально, спорт дает силы, а не отнимает их, и помогает переключаться. Это очень важно, чтобы не перегореть.
Помимо спорта, справляться с нагрузкой мне помогает привычка закрывать задачи заранее, не в день дедлайна. Есть свободное время сейчас – разгрузи себя завтрашнего. Даже если это не добавит свободного времени, то поможет выполнять задачу без суеты и лишних нервов, в размеренном темпе. Отсутствие к концу семестра бессонных ночей и пожаров на всех фронтах – лучший подарок в преддверии сессии.
В этом году факультету исполняется 80 лет — что ты пожелаешь юбиляру?
Я бы пожелала факультету, как и всем нам, идти в ногу со временем и продолжать отвечать на новые вызовы. Очень радостно видеть, как меняются учебные планы и появляются новые программы, отвечающие новым требованиям рынка труда. Пусть выпускники факультета держат планку своих предшественников и достигают новых вершин. И пусть факультет сохранит дружественную атмосферу и замечательных преподавателей, с которыми всегда можно подискутировать на интересующую тему и к которым всегда можно прийти за советом.
Беседовала Лиза Соболева
28 июля 2021