31 января в МГУ состоялся круглый стол «Деловая литература и бизнес-образование», организованный кафедрой управления производством МГУ им. М. Ломоносова, Высшей школой бизнесу МГУ (ВШБ МГУ), Институтом бизнеса и делового администрирования Академии народного хозяйства при Правительстве РФ (ИБДА АНХ), Российской ассоциацией бизнес-образования (РАБО) и компанией EduVbooks.ru.
В нем приняли участие представители ведущих российских школ бизнеса, включая ВШБ МГУ, Высшей школы менеджмента ГУ-ВШЭ, ИБДА АНХ, Международной школы бизнеса Финансовой академии при Правительстве РФ, Московской школы управления «Сколково»; а так же издательства деловой литературы: Аквамариновая книга (Москва), Альпина бизнес букс (Москва), Баланс бизнес букс (Днепропетровск-Киев), BestBusinnesBooks (Санкт-Петербург), Гревцов паблишер (Минск), Инфра-м (Москва), ИД «Международного университета в Москве», ИД «Управление персоналом», издательство Международной академии развития бизнеса, книжная редакция Института экономических стратегий, книжная редакция Института комплексных стратегических исследований, Социум (Челябинск), Питер (Санкт-Петербург), Эксмо (Москва), ЮРАЙТ (Москва).
Профессор Вадим Маршев, открывая круглый стол, обратил особое внимание участников на то, что к настоящему времени в бизнес-образовании России сложилась уникальная ситуация: с одной стороны накоплен внушительный отечественный опыт изучения реформирования бизнеса – это, в основном, внутренние документы кафедр вузов, включая самостоятельные исследования, курсовые и выпускные работы, магистерские диссертации; с другой стороны, этот опыт никак не отражен в современной литературе, в том числе в учебниках для школ бизнеса. Профессор Андрей Кузьмичев, ведущий круглого стола, отметил, что до настоящего времени издательства не рассматривали ни школы бизнеса в России, ни их слушателей как потенциальных клиентов – потребителей активно формирующегося рынка деловой литературы.
Первая сессия круглого стола была посвящена вопросам книжных серий российских школ бизнеса. Открывая её, Татьяна Подсыпанина, член Президиума РАБО и главный редактор журнала «Бизнес-образование», в своем выступлении рассказала о том, как стремительно развиваются школы бизнеса в России: по ее мнению, их число уже превысило рубеж 500. Александр Гончаренко, генеральный директор EduVbooks.ru, рассказал о том, как развиваются издательства и издательские программы в ведущих школах бизнеса.
Руководитель книжной редакции Института комплексных стратегических исследований Вячеслав Болтрукевич рассказал о том, как создавалась модель взаимодействия издательства и ВШБ МГУ, какие книги стали востребованы в учебном процессе, а какие нашли читателя в реальном бизнесе.
Александр Мансилья-Круз из Московской школы управления «Сколково», рассказывая о том, как будет строиться обучение в этой школе бизнеса, попытался обосновать мнение о том, что в современных школах бизнеса традиционные книги буквально через несколько лет будут заменены электронными ресурсами и слушатель, даже в условиях удаленного доступа, сможет дистанционно воспользоваться материалами учебных курсов. В этом его активно поддержал Алексей Ильин, главный редактор издательства «Альпина бизнес букс», выпустившего в свет в минувшем году первые книги школы «Сколково». По его мнению, в ближайшие годы сегмент деловой литературы будет активно меняться и на смену бумажным носителям придут электронные.
Ирина Федосова, руководитель деловой редакции издательства Эксмо, рассказала об опыте взаимодействия издательства со школой бизнеса МИРБИС. С 2004 года, когда обозначились контуры этой книжной серии, издательство Эксмо отлаживало «механизм» издательской политики. По ее мнению, некоторые преподаватели школы бизнеса пока еще не готовы к активному взаимодействию с издателями, из-за этого определенная часть заявленных к изданию книг так и не дошла до читателя.
Екатерина Рязанцева из ВШМ ГУ-ВШЭ показала участникам новые форматы учебной литературы, нашедшие применение в учебном процессе.
Владимир Прудников, главный редактор Инфра-м, рассказал о том, как непросто складывалась издательская программа совместно со школой бизнеса СИНЕРГИЯ. Тем не менее, он рад, что к настоящему времени выпущено уже 12 книг этой серии.
Доцент ИБДА АНХ Лариса Борисова, автор одного из учебников книжной серии этой школы бизнеса, выпускаемой издательством Дело, выдвинула свою версию того, почему нынешним преподавателям стоит выпускать книги: кроме гонорара, автор должен стремиться к постоянному совершенствованию своей книги, ведь от этого зависят результаты обучения.
Сергей Жильцов, руководитель редакции деловой литературы издательства Питер, обратил внимание участников круглого стола на качество переводов зарубежных учебников, используемых в российских школах бизнеса.
В ходе второй сессии развернулась бурная дискуссия о том, как преподаватели раскрывают «секреты» бизнеса в своих курсах, а консультанты пытаются делать то же, но в других условиях. Александр Еремин, руководитель направления бизнес-литературы ЮРАЙТ, Вагис Имашев, руководитель представительства издательства Гревцов Паблишер в Москве, Михаил Абакумов, независимый издатель, Антон Тыщенко из издательства «Аквамариновая книга» и Лаврентий Миронов из ИНЭС пытались обострить спор о том, какие книги нужны читателю. Консультанты Александр Казинцев, Максим Гирин, Байрам Аннаков приводили свои аргументы в пользу того, что настоящие читатели обязательно заметят свою, пусть даже очень специализированную книгу.
Любовь Куярова, доцент экономического факультета МГУ, поделилась своими соображениями о том, почему так мало читают студенты. По ее мнению, а она уже более 20 лет покупает лучшие книги, студентам всех форм обучения надо возвращать любовь к чтению именно хороших книг.
Елена Чиркова, автор одной из самых успешных книги последних лет – «Философия инвестирования Уоррена Баффетта, или О чем умалчивают биографы финансового гуру», выносящая, по ее словам» книги «рюкзаками с выставок», рассказала о том, как она работает над книгой. По ее словам, в её новой книге уже более 200 ссылок на различные источники, но она опасается редакторской «правки» и очень недовольна тем, как издатели сотрудничают с авторами.
Не менее успешный автор рынка деловой литературы Александр Молотников рассказал о том, как трудно в книжных магазинах найти нужную книгу: она может оказаться совершенно не в тех разделах, где читатель просто «обязан» ее найти. Павел Карпус из Deloitte Consulting сразил всех участников наповал презентацией, где тщательно отобранные и отрецензируемые им книги органично встраивались в курс по стратегическому управлению. Судя по количеству формальных и неформальных контактов, обретенных после презентации, он был рад участию в круглом столе. Как, впрочем, и Александр Орлов из ТПП РФ, выступающий в роли автора, издателя и распространителя своих книг.
Следующий круглый стол, объединяющий представителей школ бизнеса, издателей, преподавателей и авторов, намечен на конец июля, когда в МГУ будет проходить Х Международная конференция по истории управленческой мысли и бизнеса.
04 февр. 2009