М.Ю. Шерешева, профессор кафедры прикладной институциональной экономики, зав. лабораторией институционального анализа МГУ имени М.В. Ломоносова, приняла участие в Итоговом форуме Общественной палаты РФ «Сообщество», посвященном теме «Диалог ради изменений», и выступила на экспертной сессии «Креативные сообщества как драйвер сохранения и развития живого наследия территории».
Живое наследие - Национальная карта локальных культурных брендов России
Тезисы выступления:
1. Креативные индустрии сегодня упоминаются чрезвычайно широко, в самых разных контекстах. Строго определения в мировой науке и практике до сих пор не существует. По сути, креативными сообществами можно считать разного рода объединения творческих людей, к которым относятся, в том числе, и представители научного сообщества. Сложность управления развитием креативных сообществ – в том, что это самоорганизующиеся объединения личностей. Креативное сообщество успешно развивается только в том случае, если люди объединены общей идеей, осознанным общим интересом, который для них является ценностью.
2. Опыт показывает, и сегодня это прозвучало во всех выступлениях: креативным сообществам нужен лидер – и это не назначенный «сверху» руководитель, а настоящий лидер, который сам увлечен творчеством и за которым идут, потому что поверили в его способность добиваться поставленной цели. В то же время, иногда креативному сообществу для развития нужен своего рода «медиатор», который занимается его продвижением и дает возможность участникам сообщества сконцентрироваться на творческих задачах.
3. В целом, если говорить о развитии локальных креативных сообществ, всегда необходимо помнить принцип баланса интересов стейкхолдеров – тех, кто влияет или находится под влиянием деятельности сообщества. Каждая из таких групп – будь то местные жители (главные амбассадоры бренда территории), муниципальные и региональные власти, местный бизнес и внешние инвесторы, представители министерств и ведомств - все должны видеть и понимать, в чем их выгода от совместного успеха, для чего они должны тратить свои ресурсы, и далеко не только и не столько финансовые.
4. В целом все, о чем мы сейчас говорим, – это долгосрочные взаимодействия множества людей, согласование и координация разнообразных усилий. Речь идет о сетевых взаимодействиях, которые подчиняются определенным управленческим принципам. Эти принципы важно знать и использовать в развитии креативных сообществ.
5. Проект «Живое наследие», который мы развиваем уже несколько лет, позволяет использовать цифровые технологии для сетевого взаимодействия креативных сообществ. Интерактивная карта «Живое наследие» - перспективный инструмент не только для выявления и описания локальных культурных брендов, не только для построения самых разных туристских маршрутов, но, что самое главное, - для объединения людей по интересам, для формирования сети креативных сообществ, находящихся в разных регионах России. Это инструмент взаимной поддержки и обмена лучшими практиками, инструмент усиления связности всей страны благодаря взаимодействию заинтересованных, творческих и активных личностей.
03 ноября 2021