Недавно научно-исследовательский коллектив международной лаборатории завершил первый этап проекта по разработке эффективной модели регулирования и государственной поддержки добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации. Кратко о проекте и перспективах развития рассказывает научный сотрудник международной лаборатории и заместитель руководителя исследовательского коллектива Сахбетдинова Камиля Инсуровна.
Ъ: Лаборатория участвовала в разработке предложений по развитию регулирования добровольчества в России – расскажите об основных направлениях работы исследовательской группы.
Сахбетдинова К.И.: Вопросы формирования эффективной модели законодательного регулирования и государственной поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности требовали глубокого погружения в анализ состояния данной сферы как в России, так и в других странах. Нашей рабочей группой было отмечено отсутствие единых подходов к предмету регулирования данной сферы на различных уровнях управления, были выделены конкретные правовые аспекты, которые нуждались в обязательном рассмотрении. Мы рассмотрели несколько регионов Российской Федерации, в которых наиболее развито добровольчество, а также обратились к опыту зарубежных государств с лучшими практиками правового регулирования добровольчества, в том числе изучили законодательную базу разных стран. Учли лучшие практики.
При анализе материалов оказалось, что выстраивать концепцию подхода к добровольческой деятельности придется с базиса, а именно с определения термина «доброволец», а также указания его смысловой идентичности с понятием «волонтер». Далее мы составили перечень нормативных правовых документов, которые должны быть дополнены, изменены или считаться утратившими силу. Особенно большое внимание мы уделили вопросу прав добровольцев (волонтеров), а также правовым условиям осуществления организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности. Также рассмотрели вопросы поднятия уровня заинтересованности граждан в добровольческой деятельности.
Обозначили модели полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере добровольчества (волонтерства). Подробное разъяснение полномочий требуется для прозрачности взаимодействия указанных структур, а также указывает, в частности, для организаторов добровольческой (волонтерской) деятельности, к каким органам власти можно обратиться для получения государственной поддержки.
Ъ: Насколько важен добровольческий труд с точки зрения развития экономики?
Сложно переоценить значимость добровольческой деятельности для экономики любой страны. По мнению экспертов АСИ (прим. ред.: Агентства стратегических инициатив), в скором времени вклад в экономику добровольческого (волонтерского) движения можно будет сопоставить с крупными отраслями промышленности в России. Генеральный директор АСИ, Светлана Чупшева, озвучила цифру – 125 миллиардов рублей - возможный в будущем вклад добровольцев (волонтеров) в экономику страны при осуществлении системных мер поддержки добровольчества (волонтерства), в то время как в 2016 году по оценкам Министерства экономического развития вклад добровольцев (волонтеров) в экономику был оценен примерно в 16 миллиардов рублей.
Ъ: Какие, на ваш взгляд, дальнейшие критические сюжеты в теме развития добровольчества?
В первую очередь стоит отметить, что уровни информированности граждан о возможности реализации себя в добровольческой (волонтерской) деятельности, а также информированности о лучших проведенных проектах с участием добровольцев оставляют желать лучшего. В наш век информационных систем, стоит уделить особое внимание данному вопросу. Как говорится в одной крылатой фразе, произнесенной еще в далекие времена Ротшильдом «кто владеет информацией, тот владеет миром», и данный постулат не утратил своей актуальности по сей день. Поэтому от правильности выбора и построения модели информационной системы будет зависеть очень многое.
И конечно необходимо развивать законодательную сферу. В нашем исследовании мы наметили достаточное количество аспектов, требующих серьезной проработки.
Ъ: Вопросы информационной модели и дальнейшие пути развития законодательной сферы прорабатывались в вашем исследовании или это пока проходит на уровне творческих замыслов?
В исследовании мы обозначили основные подходы к данным вопросам и отразили наиболее значимые моменты, которые, на наш взгляд, необходимо проработать. Можно даже сказать, выработали некоторые модели. Но учитывая, что деятельность добровольцев (волонтеров) охватывает огромное количество разнообразных сфер, и некоторые из них требуют проработки ряда важных аспектов с узкими специалистами, то говорить что работа в этом направлении окончательно завершена преждевременно. Добровольчество (волонтерсво) обладает уникальной особенностью в плане законотворчества, в том плане, что данную область нельзя жестко регламентировать иначе люди просто не пойдут этим заниматься, а с другой стороны установить ряд обязательных требований необходимо. В своем исследовании мы предложили модель и методы, каким образом предполагается решать эту непростую задачу в столь большом разбросе сфер добровольчества (волотерства), в общем постарались учесть мудрость Жан-Жака Руссо, что «мудрый законодатель начинает не с издания законов, а с изучения их пригодности для данного общества». Учитывая, что добровольчество (волонтерство) – это, прежде всего, порыв человеческой души, то, как сказал Джефферсон, «законы и установления должны идти рука об руку с прогрессом человеческой души», в нашем случае – души добровольца (волонтера).
Ъ
08 декабря 2017